Тахограф для грузовиков. Список моделей и правила установки

22 ноября, 2015

Именно тахограф для грузовиков стал основной причиной того, что за последнее пятилетие в странах Европы количество ДТП с участием грузового транспорта сократилось примерно вдвое. Установление тотального тахографического контроля позволило эффективно бороться с двумя основными причинами аварийности — усталостью водителей из-за чрезмерно долгого пребывания за рулем и превышением скорости. В России главные причины ДТП с участием грузового автотранспорта аналогичны, потому и здесь собственников на законодательном уровне обязали установить тахографы на грузовые автомобили. Регламентируется это нововведение не законами, а приравненными к ним приказами № 273 и № 470 Министерства Транспорта России, изданными в 2013 году. В этой статье мы подробно расскажем о том, нужны ли тахографы, как правильно выбрать тахограф и что говорит закон об этих приборах.

Тахографы на грузовые автомобили — что это?

Итак, тахограф представляет собой специальное контрольное устройство, монтируемое в автомобиле. Его предназначение — регистрация ежедневного времени, проводимого водителем за работой. Установка тахографа на грузовые автомобили нужна, прежде всего, для контроля водителей. Длительные поездки приводят к их повышенной утомляемости, а это распространенная причина аварий. С помощью тахографов появляется возможность наладить приемлемый режим труда/отдыха водителя, чем многие пренебрегают из-за желания больше заработать или быстрее завершить рейс.

Тахограф для грузовиков автоматически регистрирует и записывает данные о пробеге, средней и максимальной скорости, времени езды и простоев, а также другую информацию. Данные записываются на карту водителя и носитель информации, тип которого зависит от вида тахографа (аналоговый или цифровой). Любой такой прибор хорошо защищен от взлома и мошеннических действий, направленных на изменение сохраненных данных, поэтому водитель или перевозчик не сможет «обмануть» его. Следует отметить, что все модели тахографов позволяют выявить попытки стороннего вмешательства при диагностике.

Защита от взлома состоит из целого ряда элементов:

  • установочная табличка;
  • пломбы на часах, переключателе констант и одометре;
  • регуляторы максимальной скорости, константы прибора и часового механизма;
  • таблички изготовителя и константы устройства.

По большому счету тахограф для грузовиков представляет собой полноценный «черный ящик» автомобиля, данные на котором можно редактировать только с помощью специального оборудования. Кроме того, тахограф проектируется так, чтобы информацию с него можно было извлечь даже после тяжелой аварии грузовика.

Включается тахограф в грузовом автомобиле после поворота ключа зажигания, а активируется после того, как в него вставляется карта водителя. Данные устройство считывает с установленного в КПП кодированного датчика скорости и замка зажигания. Также устройство подключено к спидометру и АКБ автомобиля. Это общеевропейские требования к работе тахографа по ЕСТР (Единая Система Технического Регулирования — общеевропейское соглашение, регулирующее требования к конструкции и работе тахографов, к которой присоединилась и Россия). Тахографы для грузовиков российского производства, выполненные по отечественному стандарту СКЗИ, дополнительно обязательно должны считывать данные со спутниковой системы ГЛОНАСС, зато установка датчиков скорости для них не обязательна. Записанные тахографом данные контроллер должен выгружать с карточки водителя каждые 28 дней, а самого устройства — каждые 90 дней. Перевозчик обязан хранить данные не менее года.

Цифровые и аналоговые тахографы

На данный момент тахограф для грузовиков может быть только аналоговым или цифровым. Но при этом установка аналоговых приборов в нашей стране запрещена, поскольку они считаются технически устаревшим оборудованием.

В первую очередь цифровые и аналоговые тахографы на грузовые автомобили различаются способом записи данных. Цифровые приборы сохраняют информацию в своей внутренней памяти, что гарантирует высокую степень ее защиты от взлома и физического воздействия. В аналоговых моделях данные записываются на сменные бумажные диаграммные диски, которые называются тахограммами, что менее практично и безопасно. Кроме того, цифровой тахограф для грузовиков независимо от модели оборудуется системой самодиагностики и защиты сигнала, а также имеет энергонезависимую память. Аналоговые модели всего этого лишены. В целом, цифровые тахографы более точны, лучше защищают данные и предлагают более обширный функционал, потому закон и требует устанавливать именно их.

Нужны ли цифровые тахографы на грузовики, на которых уже установлены аналоговые приборы? Замена желательна, но пока не обязательна, поскольку использование и калибровка установленных до 2014 года аналоговых моделей разрешены до 2018 года, после чего все грузовики должны быть оборудованы исключительно цифровыми приборами. При этом на рассмотрении находится новый закон о тахографах для грузовиков, сокращающий срок эксплуатации установленных до 2014 года аналоговых тахографов до конца 2016 года. Кроме этого, данный законопроект предусматривает создание государственной службы лицензирования и контроля над сервисными центрами, предоставляющими услуги монтажа и калибровки тахографов.

Что учитывает тахограф?

Современные цифровые тахографы на грузовые автомобили устанавливаются потому, что они способны полностью контролировать водителя и автомобиль, учитывая целый ряд параметров, среди которых:

  • текущая скорость;
  • пройденное расстояние;
  • превышение скорости в течение более одной минуты;
  • время, проводимое автомобилем в состоянии движения и отдыха;
  • ошибки и сбои в работе;
  • местоположение — отмечаются места, где в прибор вставляется водительская карта, и где она извлекается;
  • дату калибровки;
  • номера контрольных и сервисных карт.

Все эти данные отображаются на дисплее, которым оборудуется любой тахограф для грузовиков, а также могут быть выведены на бумагу с помощью термопринтера.

Кому следует устанавливать тахографы?

Закон о тахографах для грузовиков, а министерские приказы в нашей стране фактически приравнены к законам, регламентирует все нюансы применения данного оборудования, в частности категории машин, где его установка является обязательным условием эксплуатации. Необходимо знать, что тахограф для грузовиков закон обязывает устанавливать не на все категории грузового автотранспорта.

На какие грузовики не нужен тахограф? Данными устройствами не обязательно оборудовать грузовые автомобили категории N1 с массой до 3,5 тонны. Например, «Газель», которая хоть и является грузовым автомобилем, но имеет всего 1,5 тонны, не нуждается в установке тахографа. На все другие грузовые автомобили (относящиеся к категориям N2 и N3, то есть имеющие максимальную массу более 3,5 тонн), тахографы устанавливать необходимо.

Нужны ли тахографы частникам?

Многих интересует, нужны ли тахографы на грузовики, находящиеся в частной собственности и не используемые ни для какой коммерческой деятельности. На данный момент оборудование тахографами частного грузового транспорта не является обязательным и может осуществляться только при наличии такого желания у собственника автомобиля или в процессе подготовке машины к коммерческой эксплуатации. Но устанавливать тахограф для грузовиков, находящихся в частной собственности, все же придется, поскольку согласно приказу Минтранса № 273 с началом 2018 года наличие тахографа станет обязательным для всех коммерческих и частных грузовиков категорий N2 и N3.

Монтаж и калибровка тахографа

Закон о тахографах для грузовиков гласит, что оборудовать ими свои машины самостоятельно запрещается. Право на выполнение таких работ имеют только мастерские и технические центры, получившие специальную лицензию и допущенные к работам. Дело в том, что тахограф — это не только сложное, но и достаточно дорогостоящее оборудование, цена которого начинается примерно с 20 000 рублей. Самостоятельно монтировать тахографы на грузовые автомобили небезопасно, поскольку можно неправильно настроить оборудование или вовсе вывести его из строя. Лучше не нарушать закон, и отправиться на ближайшую крупную СТО, имеющую лицензию. Там вам смонтируют тахограф для грузовиков, выполнив следующую последовательность действий:

  • монтаж и запуск тахографа;
  • его пломбировка;
  • калибровка настроек и показателей;
  • активация.

Кроме того, в специализированные мастерские необходимо обращаться, когда нужна проверка или калибровка тахографа. Это нужно делать не реже, чем раз в два года, или после ремонта тахографа, после каждой замены шин, а также после перерегистрации ТС. Такие требования предъявляются для того, чтобы тахограф для грузовиков всегда считывал и предоставлял только достоверную информацию, и у водителя не возникали проблемы с режимами работы, а у собственника машины — с законностью. Тахографы на грузовые автомобили всегда устанавливаются только сертифицированным предприятием, даже если это просто инициатива собственника грузовика, не подлежащего обязательному оборудованию таким прибором. Правда, установленную законом периодичность обслуживания в таком случае выдерживать уже не обязательно.

Тахограф. Какой нужен?

Устанавливать любые тахографы на грузовые автомобили в нашей стране запрещено — рынок этого оборудования строго нормирован. Так, в России можно использовать только следующие тахографы:

  • ТЦА-20НК;
  • Штрих-ТахоRUS;
  • Касби DT-20M;
  • Атол Drive5;
  • DTCO 3283;
  • DTCO 1381;
  • EFAS V2 Rus;
  • EFAS-4;
  • SE 5000;
  • Меркурий ТА-001.

Основные модели тахографов:

Модель

Дисплей

Габариты, мм

Вес, кг

Потребляемая мощность

Диапазон регистрируемых скоростей

Навигационная система

Длительность хранения информации

Наличие СКЗИ

Атол Drive5

Монохромный

180×188×58

1,1

15 Вт

0-220 км/ч

ГЛОНАСС

более 366 дней

Да

Штрих-ТахоRUS

Монохромный

188х60х175

1

15 Вт

0-250 км/ч

ГЛОНАСС

365 дней

Да

Меркурий ТА-001

Монохромный

210х190х65

1,2

15 Вт

0-250 км/ч

ГЛОНАСС/GPS

365 дней

Да

Также полезно знать, что у нас существует два типа тахографов на грузовики — СКЗИ и ЕСТР. Первый — это российский стандарт, второй — европейский. Различаются они тем, что первый вид имеет съемный блок хранения информации СКЗИ, который отлично защищен от взлома и любых способов уничтожения данных. Тахографы типа ЕСТР такой особенностью не обладают, но зато они гораздо дешевле в обслуживании, и по отзывам водителей несколько качественнее. Кроме того, такие тахографы на грузовые автомобили устанавливаются потому, что они более точно определяют скорость движения за счет встроенного датчика скорости. В моделях СКЗИ этот параметр определяется ГЛОНАССом, что не может гарантировать точность результата.Все остальные модели, доступные на отечественном рынке, можно монтировать только в частном порядке, и для частного же использования в личных целях.

Также следует отметить, что автомобили, выполняющие международные грузоперевозки, должны оборудоваться только тахографами типа ЕСТР, поскольку в Европе разрешена лишь эта система. В первую очередь, это модели DTCO 1381, SE 5000 и EFAS-4. Устанавливая такие тахографы на грузовые автомобили, вы можете совершенно законно осуществлять грузоперевозки в России и за ее пределами.

Сколько водителю можно работать по ЕСТР?

Закон о тахографах для грузовиков, точнее приказ Минтранса, а также регламент ЕСТР устанавливают суточную норму работы водителя, не превышающую 9 часов. При этом дважды в неделю в любые дни время работы может быть продлено до 10 часов в сутки. Учитываться рабочее время тахографом начинается с запуском двигателя грузовика.

После 4,5 часов за рулем водитель обязан устроить отдых, длительностью в 45 минут. При этом разрешается разделить это время на три периода отдыха по 15 минут, которые водитель может использовать в течение дня по своему усмотрению. После шести рабочих дней водителю в обязательном порядке должен быть предоставлен один выходной.

В принципе, по регламенту можно достаточно широко варьировать режимы отдыха и смещать выходные дни, однако важно, чтобы по итогам 28-дневного цикла количество отработанных часов не превышало установленные нормы.

Штраф за отсутствие или неисправность тахографа

Отсутствие тахографа на транспортном средстве

1 000-3 000 рублей

Движение с неисправным тахографом

1 000-3 000 рублей

Выпуск должностным лицом ТС на маршрут с неисправным или отсутствующим тахографом

5 000-10 000 рублей

Нарушение водителем режима труда и отдыха

1 000-3 000 рублей

Неисправность тахографа, случившаяся в процессе движения

500 рублей


тахограф

Последние статьи