Зимние грузовые шины: как правильно выбрать?

10 ноября, 2015

Водители часто спорят, нужны ли зимние грузовые шины, учитывая их стоимость и затраты на шиномонтаж, которые придется нести дважды в год?

Нужны! Ведь эксплуатация грузовых автомобилей в зимний период серьезно усложняется. И дело не только в проблемах с запуском двигателя в морозную погоду, прогревом и очисткой кабины от снега. Дороги становятся более опасными и трудными из-за снежного, а местами и обледенелого покрытия. Но проблему безопасного движения можно в значительной степени нивелировать, «переобуваясь» в зимнюю или хотя бы не изношенную всесезонную резину.

При этом «переобувать» необходимо все без исключения грузовики, в том числе самый мощный 8 класс, поскольку каждую зиму можно наблюдать одну и ту же картину: большие и тяжелые автопоезда в снежную погоду не могут преодолевать подъемы даже средней крутизны, из-за чего съезжают на обочину, где и дожидаются улучшения ситуации на дороге. Практика показывает, что даже на самом крупном и правильно нагруженном грузовике, даже ездящем исключительно по трассе, нельзя быть уверенным на дороге, если машина «обута» в летние или изношенные всесезонные шины.

До недавних пор зимние шины для грузовиков вовсе не были обязательными, поэтому в лучшем случае их водители и собственники обходились всесезонными покрышками, на которых ездили до полного износа. Теперь ситуация кардинально меняется: и законодатели начинают наводить порядок в данном вопросе, и сами собственники грузовиков проявляют инициативу понимая, что резина по сезону – это большая безопасность и эффективность использования автомобиля.

Что говорит закон?

С началом 2015 года применение зимних шин на грузовых автомобилях стало обязательным для всех категорий транспортных средств этого типа. Регламентируется это изменение правительственным постановлением №588 и техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности колесных ТС», на основании которых были внесены изменения в ПДД. Нововведения касаются того, что было официально введено само понятие зимних грузовых шин, и установлена минимальная глубина протектора для них – 4 мм.

Кроме того, введены виды маркировки зимних грузовых шин, которые выглядят как различные начертания маркировки M+S, или значок, на котором изображена снежинка внутри силуэта трехглавой горы. Поскольку M+S – это всемирно признанная маркировка всесезонных покрышек, фактически в России теперь зимние грузовые шины приравнены к всесезонным. А вот шипованные зимние шины для грузовиков пока не регламентируются вовсе – в Госдуме с 2014 года находится на рассмотрении закон о том, чтобы зимой использовались не просто только зимние покрышки, но еще и исключительно шипованные.

И не напрасно, ведь зимние грузовые шины 22.5 и всех остальных радиусов, в нашей стране пока что распространены гораздо меньше, чем всесезонные. Достаточно мало производителей не только в России, но и во всем мире в целом, выпускают линейки исключительно зимних грузовых покрышек. Во-первых, на них не такой большой спрос, а во-вторых, в нашей стране зимой многим дальнобойщикам приходится перемещаться между разными климатическими зонами, из-за чего строго зимняя или летняя резина не подходит.

К слову, обязательность применения грузовых зимних шин действует во многих европейских странах. Так, применять всесезонные или зимние шины для грузовиков обязаны турецкие дальнобойщики, которые должны ездить на них с 1 декабря по 1 апреля. В Австрии такая резина должна использоваться в период с 1 ноября по 15 апреля, причем существует перечень дорог, на которых водители обязаны дополнительно устанавливать на колеса еще и цепи. Точно такие же требования действуют в Боснии и Герцеговине, похожие по строгости – в Германии. Правительства Великобритании, Венгрии и Ирландии собираются принять аналогичные законы в ближайшее время.

Все это означает, что зимние шины на грузовые автомобили нужно устанавливать не только в России, но и при совершении международных автомобильных грузоперевозок, иначе придется в каждой стране платить немалый штраф. В той же Австрии он доходит до 5000 евро. Главное – подобрать такие зимние грузовые шины, которые и закону будут соответствовать, и служить как надо.

Подбор зимней грузовой резины по типу автомобиля и условиям эксплуатации

В случае с шинами для грузовиков, покупать можно, как всесезонные, так и полностью зимние шины. С последними сложнее, поскольку производятся они преимущественно только крупнейшими компаниями. В частности, в России можно купить:

  • Continental – линейка Scandinavia;
  • Good Year – линейки Ultra Grip и Marathon;
  • Michelin – линейки Multiway, Grip и Antisplash;
  • Bridgestone – линейка W990;
  • Dunlop – линейки SP-362 и SP-462;
  • Yokohama – сразу несколько зимних линеек, среди которых 901ZS, SY397 и другие.

Стоят такие шины дороже всесезонных, найти их можно не везде. Однако на разновидности по типу авто и особенностям эксплуатации они делятся также, как и летние или всесезонные покрышки.

Грузовая спецтехника условно делится на три группы:

  • двухосные грузовики;
  • многоосные грузовики;
  • прицепы и полуприцепы.

Выбирая зимние грузовые шины, необходимо уточнить, какие модели для какого применения подходят, поскольку для ведущих осей грузовиков и прицепов применяются совершенно разные типы покрышек. При этом важно помнить, что запрещается устанавливать на одну ось шины разной конструкции, типа, и тем более размера.

Также необходимо учитывать условия эксплуатации. Если предполагается преимущественное использование грузовика на заметаемых снегом или просто некачественных дорогах, следует отдать предпочтение всесезонным или зимним грузовым шинам с регулируемым давлением. Они оптимальны при езде в тяжелых условиях, поскольку у водителя появляется возможность понизить давление в покрышках и тем самим увеличить площадь сцепления с дорогой. Однако такие шины обладают меньшей грузоподъемностью и долговечностью по сравнению с пневматическими покрышками – оптимальным вариантом для хороших дорог.

Что касается рисунка протектора, то оптимальны зимние шины для грузовиков со специальным «зимним» рисунком. Также для использования в зимний период отлично подходит всесезонная резина с направленным протектором, ориентированным на повышенную проходимость.

Расшифровка маркировки грузовых шин

M+S – маркировка всесезонных покрышек. Исключительно зимние грузовые шины ее лишены, однако они маркируются другими буквами, рассказывающими о предназначении каждой модели. Например, маркировка оптимального использования резины выглядит так:

  • Z – для любых колес;
  • D – только для ведущих колес;
  • Т – для прицепов;
  • F – только для управляемых колес.
  • Также существуют маркировки, рассказывающие о том, на какие условия эксплуатации рассчитаны зимние шины для грузовиков. Для полноценного зимнего использования подходят маркировки:

  • Y- внедорожные шины;
  • N- зимние покрышки для передвижения по всем типам заснеженных дорог;
  • Е - универсальные покрышки для всех типов дорог и любой погоды.
  • На все эти виды шин можно надевать цепи.

    Шипы и цепи на зимних грузовых шинах

    Зимние шипованные грузовые шины в принципе являются редкостью. Как утверждают производители покрышек, шиповка грузовой резины нецелесообразна, поскольку грузовик своим весом и так обеспечивает хорошее сцепление с дорожным покрытием, особенно если используется действительно зимняя резина, сохраняющая эластичность в морозную погоду.

    А вот цепи наоборот, рекомендуется использовать. Однако это касается только сложных участков дороги, с которыми даже зимние грузовые шины не могут справиться без помощи. А вот постоянно ездить с цепями не рекомендуется, поскольку они приводят к ускоренному разрушению корда и протектора, снижая эксплуатационный ресурс покрышек. Рекомендуется покупать специальные комплекты цепей для колес грузовых автомобилей, которые минимизируют ущерб для покрышек.

    Камера или бескамерная шина?

    Зимние грузовые шины производятся и камерными, и бескамерными. Покрышки первого типа все еще популярны, поскольку они более привычны отечественному водителю, внушая ему больше доверия, и меньше стоят, что нравится уже владельцам грузовиков. Но в целом они уступают своим бескамерным аналогам, причем по всем параметрам. В частности, бескамерные покрышки обладают большим эксплуатационным ресурсом и меньше подвержены повреждениям. Проколоть бескамерку до выведения ее из строя крайне сложно, поэтому даже можно позволить себе ездить без запаски, хоть это не рекомендуется в любом случае.

    Таблица наиболее распространенных типоразмеров грузовых шин по европейско-американской классификации:

    Тип транспортного средства

    Маркировка шины

    Ширина профиля, мм

    Высота профиля относительно его ширины, %

    R – радиальная

    Монтажный размер обода, дюймы

    Автобусы

    315/80 R22.5

    315

    80

    R

    22.5

    Автобусы

    275/70 R22.5

    275

    70

    R

    22.5

    Развозные грузовики

    285/70 R19.5

    275

    70

    R

    19.5

    Развозные грузовики

    235/75 R17.5

    235

    75

    R

    17.5

    Прицепы и полуприцепы

    365/80 R20

    365

    80

    R

    20

    Прицепы и полуприцепы

    275/70 R22.5

    275

    70

    R

    22.5

    Тягачи

    315/80 R22.5

    315

    80

    R

    22.5

    Тягачи

    295/80 R22.5

    295

    80

    R

    22.5

    Тягачи

    275/70 R22.5

    275

    70

    R

    22.5


    зимние грузовые шины

    Последние статьи